Программа подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию включает теорию и практику при изучении и освоении материала согласно документам, определяющим структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена:
- кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена;
- спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена;
- демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена.
Практикум по ЕГЭ (Часть II) по обществознанию
Курс по подготовке к сдаче экзамена включают занятия, направленные на формирование специальной ученической компетентности и призван помочь в успешности выполнения экзаменационных заданий в заданном ФИПИ формате, а также помочь в вопросах повторения и осмысления теоретического материала курса обществознание на внутрипредметном, метапредметном и межпредметном уровнях.
В задачи Практикума входит помощь ученику в достижении формирования ключевых компетентностных навыков и практических предметных умений в выполнении заданий повышенного и высокого уровня сложности ЕГЭ, в том числе в написании одного из самых сложных заданий экзамена – обществоведческого эссе. Материалы занятий семинара учитывают анализ рекомендаций специалистов ФИПИ и авторские методики, выработанные в результате многолетнего опыта преподавания предмета.
Предлагаемые авторские методики прошли успешную апробацию и позволяют значительно повысить качество и уровень достижений обучающихся в освоении материалов и сдаче экзамена предмета «Обществознание».
Программа практических занятий:
Тема 1. Работа с оригинальными текстами (пп.21-24): адаптация оригинальных авторских текстов, виды заданий, к ним; распознавание авторских положений в тексте; нахождение, осознанное восприятие и изложение информации, в соответствии с видом предлагаемых заданий. Выстраивание объяснений внутренних и внешних связей (причинно-следственных и функциональных) изученных социальных объектов, приведение примеров к ним. Систематизация, анализ и обобщение неупорядоченной социальной информации, различение в ней фактов и мнений, аргументов и выводов, использование и формулирование оценочных и прогностических суждений. Формулирование на основе приобретенных обществоведческих знаний собственных суждений по предлагаемым проблемам, в том числе выражения мнения, противоположного авторскому. Распространенные ошибки в этих видах заданий.
Тема 2. Задание на работу с теоретическими понятиями (п.25). Формирование умений правильно раскрывать смысл теоретических положений (понятий) различных областей обществознания, формулировать определение через их содержание. Умение применять указанное теоретическое положение (понятие) в заданном контексте. Понятие обществоведческого предложения, его особенности. Формирование умений перечислять некоторое количество заданных элементов (свойств, проявлений, и т.п.). Распространенные ошибки в этом виде задания.
Тема 3. Задание на конкретизацию и приведение примеров к приведенным положениям (п.26). Примеры и аргументы – разница в изложении и моделировании ответов. Формирование умений иллюстрировать примерами изученные теоретические положения. Модели, выделяемые в этом виде задания, разница между ними. Распространенные ошибки в этом виде задания.
Тема 4. Задание-задача (п.27). Формирование навыков анализа представленной информации, в том числе социометрической, представленной в виде схем, графиков, таблиц, диаграмм, гистограмм и пр. Формирование умений объяснения связей социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических суждений, объяснений, выводов. Формирование умений применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Виды заданий-задач, их особенности. Задания, связанные с решением правовых ситуаций. Переформулирование и ретроспективный анализ заданий-задач. Распространенные ошибки в этом виде задания.
Тема 5. Сложный план ответа по теме (п.28). Формирование умений систематизировать и обобщать социальную информацию, представлять ее корректно, логично и последовательно в структуре сложного плана, отражать через план причинно-следственные, функциональные, иерархические связи и закономерности социальных объектов и процессов. Распространенные ошибки в этом виде задания.
Тема 6. Альтернативное творческое задание - обществоведческое мини-сочинение (эссе) (п.29). Формирование умений раскрывать и передавать в письменной форме смысл авторского суждения, выраженного в афористической форме, формулировать собственное отношение к затронутой автором проблеме, в том числе и выражения не согласия с точкой зрения автора, выдвигать аргументы в защиту своей позиции. Формирование умений распознавать мини-тему из курса обществознания в высказывании, излагать теоретическую информацию и приводить примеры в русле предложенной проблематики. Возможные виды мини-сочинений, их особенности. Экспертные критерии оценивания обществоведческих эссе. Факторы, повышающие оценку качества творческой работы и недочеты, снижающие впечатления экспертов. Приемы обучения написанию мини-сочинений для учащихся с разным уровнем подготовки.