Образовательный Центр довузовской подготовки "ПРОСТО КЛАСС" в г. Сочи

Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Подготовка к ОГЭ
Подготовка к ОГЭ
Подготовка к предметным олимпиадам и конкурсам
Подготовка к предметным олимпиадам и конкурсам
Развивающие курсы и тренинги
Развивающие курсы и тренинги
Онлайн-класс
Онлайн-класс
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность
Главная \ Обществознание \ Подготовка к олимпиадам по обществознанию

Подготовка к олимпиадам по обществознанию

Олимпиада по обществознанию проводится для школьников 8–11 классов

Олимпиада вошла в Перечень на 2018/2019уч. год  с уровнем 1.

Пенза_обществознание

Наша олимпиада дает уникальную возможность школьникам проявить в открытой борьбе свои творческие способности, и неудивительно, что бывали случаи, когда нестандартные решения, предлагавшиеся участниками, удивляли даже маститых профессоров! Основная цель олимпиады – развитие интереса у старшеклассников к социальным дисциплинам, стимулирование самостоятельной работы в их освоении. Олимпиада выполняет также и важнейшую профориентационную функцию, помогая школьникам увидеть новые грани социологии, философии, политологии, экономики, права и сделать осознанный шаг при выборе будущей профессии.   

В методическую комиссию и жюри олимпиады входят известные российские ученые (Л.Ю. Бронзино, П.К. Гречко, Б.Н Кашников), доктора и кандидаты наук, авторы учебников и учебных пособий по обществознанию для школьников (Д.М. Носов, К.В. Сорвин), а также лучшие преподаватели НИУ ВШЭ, РУДН и ряда других ведущих университетов России. Сочетание высокой научной квалификации и большого педагогического опыта, в том числе и опыта работы со школьниками, позволяет им формировать для участников действительно интересные, актуальные для сегодняшнего дня творческие задания.

Выполнение олимпиадных заданий потребует от школьников не только уверенного владения теоретическим материалом, но и умения творчески применять его к анализу современного мира. Все олимпиадные задания, так или иначе, соотнесены с научными дисциплинами, входящими в обществознание. Однако наиболее ценными считаются работы, в которых участники смогли раскрыть междисциплинарные связи при решении  предложенных заданий, смогли обнаружить за видимым различием дисциплин основание их внутреннего единства. 

Подготовка к олимпиаде – прекрасная возможность узнать больше о том, что тебе действительно интересно. Познакомиться со спецификой социологии, философии, политологии возможно на мероприятиях факультета социальных наук  для участников олимпиады и тех, кто только собирается попробовать свои силы в этом испытании. В рамках ежемесячных бесплатных занятий  "Лектория для школьников" с популярными лекциями выступают ведущие профессора и преподаватели ВШЭ, проходят методические занятия по разбору отдельных тем обществознания. О проблемах выбора профессии, о будущей работе и карьере после окончания вуза с ребятами беседуют наши известные выпускники.

Программа курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕ.

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ПОЗНАНИЕ.

Тема 1.1. Эволюция человека, человек как субъект деятельности.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Основные концепции человека (в греческой, римской, средневековой философии, в теориях Возрождения и Нового времени и современности). Человек и его жизнь с другими. Проблема деятельности. Концепции труда. Концепции творчества. Проблема общения. Концепция игры. Проблема духовного и телесного начал человека.

Тема 1.2. Личность, ее социализация и воспитание.

Концепции личности. Личность, ее социализация и воспитание. Самореализация и самопознание человека как проблема обществознания. Бытие человека. Цель и смысл жизни человека. Внутренний мир человека. Понимание человека в разные исторические эпохи. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.

Тема 1.3. Многообразие видов знания. Мировоззрение.

Виды знания. Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений и исторические формы мировоззрения. Роль мифа в формировании мировоззрения человека. Философия как мировоззренческая дисциплина. Миф, философия, религия, искусство, наука. Науки, изучающие общество. Естественнонаучное и гуманитарное знание. Дисциплины, изучающие человека и общество: своеобразие их предметов и методов, основные этапы их развития.

Тема 1.4. Познание мира.

Средства и цели познания. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная. Интуиция. Истина и заблуждение. Чувственное и рациональное познание. Формы чувственного познания. Формы рационального познания. Многообразие путей познания. Логическое мышление (основы классической логики высказываний и силлогистики). Научное познание. Наука как феномен культуры. Дифференциация наук. Научная картина мира. Знание и вера. Наука как социальный институт. Наука и образование. Возрастание роли науки в условиях НТР.

Раздел 2. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА.

Тема 2.1. Общество и природа.

Понятие общества. Общество как сложная динамическая система. Подсистемы общества. Природа и общество. Эволюционно-биологический путь общества. Социогенез – процесс становления общества. Матриархат, патриархат, эндогамия, экзогамия. Разделение труда, дифференциация совместной деятельности, институционализация. Понятия «культура» и «цивилизация». Материальная и духовная культура. Цивилизация и цивилизованность. Современная цивилизация. Глобальные проблемы современного мира и попытки их решения.

Тема 2.2. Проблема общественного прогресса.

Причины и движущие силы общественного развития. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы. Прогресс как тенденция общественного развития в истории человеческой мысли. Критерии прогресса. Концепции циклического развития общества в обществознании. Регрессивное развитие общества. Проблема смысла истории в обществознании. Цивилизационная и формационная теории развития общества.

Тема 2.3. Общество и культура.

Духовная сфера жизни общества. Духовная сфера и культура общества. Многообразие определений культуры. Формы и разновидности культуры. Развитие культуры. Социальные функции культуры. Духовная деятельность и духовные ценности. Религия как феномен культуры. Функции религии. Политеизм и монотеизм. Национальные и мировые религии. Искусство. Формы искусства. Эстетическое отношение и отношение красоты. Гармония. Индивидуальное в искусстве. Искусство и действительность.

Тема 2.4. Проблемы морали.

Понятие морали как совокупности норм, принципов, оценок, регулирующих общение и поведение людей в обществе. Сущность нравственности (морали) в истории обществоведческой мысли. Исторические типы морального регулирования. «Золотое правило» морали. Совесть и моральная регуляция. Проблема соотношения нравственности (морали) и религии в культуре. Моральный идеал и моральная оценка в обществознании. Взаимоотношение морали и искусства, морали и политики.

Раздел 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Тема 3.1. Основные этапы становления социологической мысли.

Основные этапы развития социологии. Формирование основных принципов научной социологии в трудах Конта, понятие позитивного метода. Отличие социологии от социально-философских учений. Вклад теории Маркса об определяющей роли экономических отношений в функционировании и изменении общества в развитие социологии. Понятие общественно-исторической формации. Концепция классов, классовой борьбы и социальной революции в работах К. Маркса. Значение концепции М. Вебера для развития социологии. Концепция Вебера о роли протестантской этики в возникновении западного капитализма. Понятие социального действия, его признаки и основные типы.

Тема 3.2. Социальные группы: типология и основы функционирования.

Группа как субъект социальных отношений. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Малые средние и большие группы, первичные – вторичные, группы референтные и целевые. Основные критерии их выделения. Понятие социальной роли, ролевая структура группы. Типовые роли в группе, понятие лидерства. Ролевые и межролевые напряжения, причины возникновения и способы разрешений. Социальные нормы и ценности, их классификации. Понятие аномии.

Тема 3.3. Социальный контроль и отклоняющееся поведение.

Понятие социального контроля, его задачи и основные механизмы. Внешний и внутренний, формальный и неформальный социальный контроль. Особенности социального контроля в различных типах обществ (традиционное и индустриальное), в различных возрастных категориях. Типология отклоняющегося поведения, его относительность. Основные подходы к объяснению природы отклоняющегося поведения. Роль отклоняющегося поведения в развитии общества.

Тема 3.4. Строение общества.

Различные подходы к определению общества и его строения. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

Тема 3.5. Социальная структура, стратификация, мобильность.

Социальный статус человека. Соотношение статуса и роли, понятие ролевого набора. Классификации социальных статусов. Понятие социальной структуры. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (К. Маркс, П. Сорокин). Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления (М. Вебер). Понятие социальная мобильность и ее основные виды: горизонтальная и вертикальная, групповая и индивидуальная, внутрипоколенная и межпоколенная, структурная. Мобильность и миграция. Социальная структура и мобильность в российском обществе на разных этапах его развития.

Тема 3.6. Основные институты современного общества: семья, религия, наука, образование.

Определение социального института, основные типы социальных институтов. Многообразие функции социальных институтов в обществе, функции явные и латентные. Базовые элементы социального института. Возникновение институтов, процесс институционализации. Основные институты современного общества и их взаимодействие. Общие принципы строения и функционирования социальных институтов (политических, экономических, образовательных, церковных, семейно-родственных и пр.).Семья как социальный институт и малая группа. Социальные функции семьи. Основные исторические типы семьи, семья в современном обществе, тенденции развития. Основные идеи социологии религии (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М.Вебер): социальные функции религиозных институтов, типы религиозных организаций. Наука как вид духовного производства и социальный институт. Социальная организация науки, социальные факторы ее функционирования и развития. Современные представления о роли сообществ ученых в развитии науки. Теория научных парадигм. Образование как институт. Историческая эволюция форм образования, массовое и элитарное образование, социальные причины возникновения системы массового образования. Цели и функции образования в современном мире (в т.ч. самообразование, неформальное образование).

Раздел 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

Тема 4.1. Экономика и экономическая наука.

Свободные и экономические блага. Факторы производства. Доходы собственников факторов производства. Ограниченность (редкость) факторов производства и безграничность потребностей: проблема выбора. Факторы производства и факторные

Тема 4.2. Функционирование рынка.

Рынок и рыночный механизм. Спрос, величина спроса, закон спроса, детерминанты спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение, величина предложения, закон предложения, детерминанты предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Рыночное равновесие. Изменение параметров рыночного равновесия. Взаимозависимые рынки. Воздействие на рынки фиксированных, максимальных и минимальных цен. Воздействие на рынки налогов.

Тема 4.3. Фирма в экономике.

Организационно-правовые формы предприятий. Индивидуальное предпринимательство. Товарищество. Акционерное общество. Ограниченная и неограниченная ответственность. Преимущества и недостатки различных форм предприятий. Основные источники финансирования бизнеса. Рынок ценных бумаг и его роль в финансировании бизнеса. Экономические условия деятельности фирмы. Постоянные и переменные затраты. Разнообразие отраслевых рынков.

Тема 4.4. Экономический рост. Экономический цикл. Безработица и инфляция.

Основные макроэкономические показатели. Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Реальный и номинальный ВВП. Понятие экономического цикла. Фазы цикла. Поведение основных макроэкономических показателей на разных фазах цикла. Понятие экономического роста. Измерение темпа экономического роста. Факторы экономического роста. Преимущества и недостатки экономического роста. Экономический рост. Виды безработицы. Последствия безработицы. Закон Оукена. Причины возникновения инфляции и ее последствия.

Тема 4.5. Роль государства в экономике.

Налоги. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и бюджетный излишек. Способы финансирования бюджетного дефицита (эмиссионное и долговое) и их последствия. Государственный долг. Экономические последствия долга. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика.

Тема 4.6. Банковская система. Монетарная (денежно-кредитная) политика.

Коммерческие банки: основные функции, операции и роль в экономике. Структура банковской системы. Центральный банк и его функции. Монетарная (денежно-кредитная) политика, ее цели и инструменты. Изменение нормы обязательных резервов. Изменение учетной ставки процента. Операции на открытом рынке и их виды. Передаточный механизм монетарной политики.

Тема 4. 7. Мировая экономика.

Что такое мировая экономика. Становление и развитие мировой экономики. Международные экономические отношения. Международная торговля. Внешнеторговая политика. Обменный курс валют. Плавающий и фиксированный обменный курс. Паритет

Раздел 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.

Тема 5.1. Политика как сфера человеческой деятельности. Власть, легитимность, легальность.

Мир политики и его границы. Политика и насилие. Политика и согласие. Политика как аппарат легитимного господства и специфическая профессиональная деятельность (Макс Вебер). Основные субъекты политики. Проблема гражданской компетентности. Содержание власти. Политические и неполитические выражения власти. Различные понимания власти. Традиционные (насилие, наследство, богатство) и современные (знание) источники власти. Концепция власти Макса Вебера. Власть и легальность. Традиционная, харизматическая и рационально-легальная легитимность. Аспекты власти. Директивный аспект власти: власть как господство, обеспечивающее выполнения указания. Функциональный аспект власти: власть как способность и умение реализовать функцию общественного управления. Коммуникативный аспект власти: отправление власти путем общения. Ограничения политической власти посредством разделения властей, создания правового государства и конституционных гарантий гражданских прав и свобод. Распределение власти между сторонами властных отношений. Пространственное (территориальное) распределение власти.

Тема 5.2. Признаки, функции, формы государства.

Основные причины возникновения государства. Теории происхождения государства. Государство как центральный институт политической системы. Понятие, сущность, основные признаки и функции государства. Институт бюрократии. Типы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Типы правления: республики и монархии.

Тема 5.3. Правовое государство и гражданское общество.

Гражданское общество, его сущность и структура. Основные интерпретации гражданского общества. Правовое государство. Понятие и типология прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Свобода совести. Конституция РФ. Права и свободы человека по Конституции РФ. Группы в политике.

Тема 5.4. Политическая система и политический режим. Характеристики демократии, авторитаризма и тоталитаризма.

Системный подход в изучении политики. Понятие политической системы. Функции политической системы. Понятие политического режима. Типологии политических режимов. Механизмы функционирования политических режимов. Недемократические политические режимы. Истоки тоталитаризма. Отличительные признаки тоталитарных режимов. Специфика реально существовавших тоталитарных режимов: теория и практика. Авторитарные режимы. Современные разновидности авторитарных режимов. Демократия как политический режим и состояние общества. Исторические формы демократии. Теории демократии. Проблема «тирании большинства» и способы ее предотвращения.

Тема 5.5. Политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.

Политическая идеология: сущность, функции и уровни. Подходы к пониманию идеологии. Основные политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм. Современные версии классических идеологий.

Тема 5.6. Мировая политика.

Международное и мировое измерение современной политики. Глобализация: политические, социальные, экономические и другие проявления. Противоречия глобализации. Государственные и негосударственные субъекты мировой политики. Интеграционные процессы в современном мире. Глобальные проблемы современности.

Раздел 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Тема 6.1. Основы теории права.

Понятие и признаки права. Право и иные социальные нормы. Формы (источники) права. Правовой обычай. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Юридический прецедент. Закон: понятие, виды порядок принятия в Российской Федерации. Подзаконные нормативные правовые акты. Система права. Основные отрасли российского права: конституционное, гражданское, административное, уголовное право. Понятие правоотношения. Правомерное поведение. Правонарушение: понятие, виды. Понятие преступления. Юридическая ответственность. Понятие и виды. Правовой статус несовершеннолетних в гражданских правоотношениях. Правовой статус несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Тема 6.2. Конституционное право.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционные характеристики российского государства. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в России. Президент РФ: полномочия, порядок избрания. Федеральное Собрание РФ: структура, полномочия палат. Правовой статус Правительства РФ. Правовой статус судей. Судебная система Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Объявления
смотреть все >>
15.10.24

Повысьте свой экзаменационный балл и успеваемость по истории в школе!

Начните занятия в любое время и изучайте предмет в своем темпе.

 

УРОКИ с кандидатом исторических наук: АНДРЮЩЕНКО ОКСАНОЙ
ВИКТОРОВНОЙ

 

               Абонемент на выбор: на 3 месяца /на 6 месяцев /на 12 месяцев

 

  • В вашем распоряжении более 125 часовых видеолекций, которые содержат объяснение тем преподавателем по всему курсу Отечественной истории с древнейших времен и до наших дней.
  • Абонемент позволит изучать курс в вашем темпе, обращаясь к любой теме по вашему выбору.  
  • По этим видеолекциям вы сможете готовиться к школьным урокам и экзаменам, закреплять и систематизировать знания, заниматься самообразованием.

 

                             ВЫБРАТЬ АБОНЕМЕНТ

13.10.24

Этот Видеолекторий - ваша подготовка по предмету обществознание не выходя их дома!

Это для вас, если вы понимаете, что:

  • для ВУЗа требуется
    высокий уровень владения
    предметом и высокий балл
    по результатам ЕГЭ
  • вам с трудом дается
    обществознание,
    вы не понимаете
    большинства тем
  • вы переживаете насчет
    результатов экзамена
    и боитесь получить
    низкий балл
  • у вас огромные пробелы
    в знаниях, вы
    «плаваете»
    в некоторых темах

Бонусы Видеолектория

  • можно заниматься в удобное вам время
  • включает обучение с компьютера, телефона, ноутбука — занимайтесь дома, в школе, в поездках, где вам удобно
  • содержит все материалы в личном кабинете
  • выстроен с упором темы, согласно программе ФИПИ для ЕГЭ
  • позволяет задавать вопросы преподавателю в чате
  • занятие можно повторять необходимое вам количество раз без дополнительной оплаты 

 

Отзывы о занятиях

13.10.24

Оценки вверх!

 

Повысь свою успеваемость

и получи высокий балл на экзамене

с помощью опытного преподавателя

 

Видеолекторий позволит:

 

  • спокойно подготовиться
    и сдать экзамен без
    волнений
  • сэкономить деньги на
    услугах репетиторов, но
    быть уверенными в
    полученных знаниях
  • не готовиться к экзаменам
    по неудобному расписанию,
    а заниматься в удобное
    время с максимальной
    пользой

 

 Лекторий соответствует программе ФИПИ для сдачи ОГЭ по обществознанию (теория)

       

      Получите доступ к курсу
         и начните занятия по
       программе прямо сейчас!

 

Отзывы о занятиях

13.10.24

Полный курс теоретической подготовки по курсу истории

от кандидата исторических наук

   

Курс состоит из 22 периодов и соответствует Программе ФИПИ: 

Подробнее:

 

Подходит для школьников 9 - 11 классов, которые готовится к

сдаче экзаменов - ОГЭ и ЕГЭ, а также для тех, кто

хочет поднять уровень своих знаний и успеваемость в школе!

 

Каждый период - это самостоятельный мини-курс, включающий:

- карту памяти с описанием;

- рабочую тетрадь;

- опорный конспект;

- 5-6 видеолекций преподавателя с интерактивными материалами;

- комплекс проверочных работ.

Пройдите на станицу сайта и начните изучать курс

Отзывы о занятиях

Наши преподаватели
Андрющенко Оксана Викторовна
Андрющенко Оксана Викторовна

Директор, преподаватель истории и обществознания

Киреева Татьяна Витальевна
Киреева Татьяна Витальевна

Преподаватель русского языка и литературы

Яковенко Татьяна Юрьевна
Яковенко Татьяна Юрьевна
Преподаватель математики
Отзывы наших выпускников
Ещё >>
Оксана Викторовна была моим преподавателем истории и обществознания. Занятия с ней позволили мне сдать ЕГЭ на высокие баллы (98 по обществознанию и истории) и приобрести знания, которые стали основой моего дальнейшего обучения в МГИМО и зарубежных ВУЗах. Но важнее высоких баллов на ЕГЭ является то, что Оксана Викторовна научила меня критическому мышлению, а также на личном примере показала необходимость постоянного саморазвития. За это я всегда буду ей очень благодарна!
Александра Кулагина МГИМО, Международно-правовой факультет (МИЭП)
Дорогая Оксана Викторовна, спасибо Вам огромное за те три года, которые я провела с Вами! Помимо практических знаний, без которых я, конечно, не справилась бы со сдачей экзаменов, Вы дали мне гораздо большее - позволили взглянуть на многие вещи с другой стороны, помогли поверить в себя, в то, что поступить в такой ВУЗ на бюджет - абсолютная реальность, а не только неисполнимая мечта. Это, я считаю, было ключевым фактором успешной сдачи экзаменов и поступления в ВУЗ! А еще спасибо огромное за то, что учиться в университете в два раза легче именно из-за сильной базы, полученной на Ваших занятиях. Очень скучаю по Вашим занятиям! Спасибо!
Елизавета Крудова | НИУ ВШЭ, факультет Бизнеса и Менеджмента